Конспект НОД по экспериментальной деятельности
«Свойства воздуха»
в средней группе
Цели:
Обучающая: знакомство детей посредством экспериментальной деятельности со свойствами воздуха.
Развивающая: развитие познавательных интересов
Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, понимание значения воздуха для всего живого.
Материалы и оборудование: стаканчики, трубочки, вода, бумага, апельсин, воздушные шары, бейджики.
Ход НОД:
Проблемная ситуация: Зажмем носики.
Что происходит? Почему мы убираем руку? Чем мы дышим?
Предлагаю стать учеными и изучить воздух.
Превращение в ученых: Кручу-верчу, в ученых превратить хочу. (Одевание бейджиков и звучание волшебной музыки)
Воспитатель: Что-то жарко стало. Давайте помашем немного на себя листочками. Что вы чувствуете?
Дети: Ветерок.
Воспитатель: А как получается ветерок?
Дети: Это двигается воздух.
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы видите?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Значит, воздух какой?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. (Заполнение схемы)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (Дыхательная гимнастика)
Дети: Нет, воздух не пахнет. (заполнение схемы)
Воспитатель: А это мы сейчас проверим. Проведём небольшой опыт: закройте глаза и принюхайтесь.
(Перед детьми проносят тарелочку с разрезанными мандаринами) А теперь откройте глаза.
(Дети открывают глаза)
Воспитатель: Ребята, что вы сейчас почувствовали?
Дети: Запах мандарина
Воспитатель: Как вы думаете, это пахнет воздух или мандарин даёт такой аромат.
Дети: Этот запах идёт от мандарина
Воспитатель: А как вы поняли, что пахнет мандарин?
Дети: Запах дошёл до нас.
Воспитатель: Значит, запах передаётся по воздуху. Пока в группе не было апельсина, у воздуха был запах?
Дети: Нет.
Воспитатель: А как же мы почувствовали запах мандарина?
Дети: Запахи передвигаются по воздуху и мы их чувствуем.
Воспитатель: А теперь представим, что мы оказались на летней лужайке. Встанем в круг и будем повторять за мной.
Физкультминутка «Ветерок»
Дует ветер с высоты --- руки вверх-вниз
Гнутся травы и цветы --- наклоны вперёд-назад
Вправо-влево, влево–вправо --- наклоны влево-вправо
Клонятся цветы и травы.
Выше, веселей, вот так! --- прыжки
Переходим все на шаг. --- ходьба на месте
Вот и кончилась игра, --- садятся за столы.
Заниматься нам пора!
Воспитатель: Мы узнали, что воздух не имеет цвета, запаха. А где он находится?
Дети: Вокруг нас.
Воспитатель: А как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта. Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду. Что же происходит?
Дети: В стакане появились пузырьки.
Воспитатель: А откуда берутся эти пузырьки?
Дети: Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.
Воспитатель: Значит, внутри нас тоже есть воздух?
Дети: Да. (заполнение схемы)
Воспитатель: А как вы думаете, человек может жить без воздуха?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: Почему?
Дети: Человеку нужно дышать.
Воспитатель: Ребята, давайте проверим, так ли это? Наберите побольше воздуха и не дышите. (Дети на время задерживают дыхание)
Что же вы почувствовали?
Дети: Что нам нужно дышать.
Воспитатель: Скажите, а кто ещё не может прожить без воздуха?
Дети: Люди, животные: птицы, рыбы, растения тоже не могут прожить без воздуха. (заполнение схемы) т.е. все живое должно дышать.
Проверка на книжке: она не живая, ей дышать не нужно.
Воспитатель: Посмотрите, какой красивый сюрприз я обнаружила в нашей группе сегодня утром. Что это?
Дети: Воздушный шар.
Воспитатель. Давайте попросим Лешу подуть в шарик. Что у него теперь внутри?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, лёгкий или тяжёлый? (2-3 детям дать поиграть)
Дети: Лёгкий.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что шарик может летать. (заполнение схемы)
Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Расскажите мне, что вы узнали о воздухе?
Поощрение медальками.