Конспект НОД по экспериментальной деятельности

«Свойства воздуха»

в средней группе

Цели:

Обучающая: знакомство детей посредством экспериментальной деятельности со свойствами воздуха.

Развивающая: развитие познавательных интересов

Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, понимание значения воздуха для всего живого.

Материалы и оборудование: стаканчики, трубочки, вода, бумага, апельсин, воздушные шары, бейджики.

Ход НОД:

Проблемная ситуация: Зажмем носики.

Что происходит? Почему мы убираем руку? Чем мы дышим?

Предлагаю стать учеными и изучить воздух.

Превращение в ученых: Кручу-верчу, в ученых превратить хочу. (Одевание бейджиков и звучание волшебной музыки)

Воспитатель: Что-то жарко стало. Давайте помашем немного на себя листочками. Что вы чувствуете?

Дети: Ветерок.

Воспитатель: А как получается ветерок?

Дети: Это двигается воздух.

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы видите?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Значит, воздух какой?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. (Заполнение схемы)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, воздух имеет запах? (Дыхательная гимнастика)

Дети: Нет, воздух не пахнет. (заполнение схемы)

Воспитатель: А это мы сейчас проверим. Проведём небольшой опыт: закройте глаза и принюхайтесь.

(Перед детьми проносят тарелочку с разрезанными мандаринами) А теперь откройте глаза.

(Дети открывают глаза)

Воспитатель: Ребята, что вы сейчас почувствовали?

Дети: Запах мандарина

Воспитатель: Как вы думаете, это пахнет воздух или мандарин даёт такой аромат.

Дети: Этот запах идёт от мандарина

Воспитатель: А как вы поняли, что пахнет мандарин?

Дети: Запах дошёл до нас.

Воспитатель: Значит, запах передаётся по воздуху. Пока в группе не было апельсина, у воздуха был запах?

Дети: Нет.

Воспитатель: А как же мы почувствовали запах мандарина?

Дети: Запахи передвигаются по воздуху и мы их чувствуем.

Воспитатель: А теперь представим, что мы оказались на летней лужайке. Встанем в круг и будем повторять за мной.

Физкультминутка «Ветерок»

Дует ветер с высоты --- руки вверх-вниз

Гнутся травы и цветы --- наклоны вперёд-назад

Вправо-влево, влево–вправо --- наклоны влево-вправо

Клонятся цветы и травы.

Выше, веселей, вот так! --- прыжки

Переходим все на шаг. --- ходьба на месте

Вот и кончилась игра, --- садятся за столы.

Заниматься нам пора!

Воспитатель: Мы узнали, что воздух не имеет цвета, запаха. А где он находится?

Дети: Вокруг нас.

Воспитатель: А как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? Сейчас мы это проверим с помощью простого опыта. Возьмите трубочку и подуйте через неё в воду. Что же происходит?

Дети: В стакане появились пузырьки.

Воспитатель: А откуда берутся эти пузырьки?

Дети: Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.

Воспитатель: Значит, внутри нас тоже есть воздух?

Дети: Да. (заполнение схемы)

Воспитатель: А как вы думаете, человек может жить без воздуха?

Дети: Нет, не может.

Воспитатель: Почему?

Дети: Человеку нужно дышать.

Воспитатель: Ребята, давайте проверим, так ли это? Наберите побольше воздуха и не дышите. (Дети на время задерживают дыхание)

Что же вы почувствовали?

Дети: Что нам нужно дышать.

Воспитатель: Скажите, а кто ещё не может прожить без воздуха?

Дети: Люди, животные: птицы, рыбы, растения тоже не могут прожить без воздуха. (заполнение схемы) т.е. все живое должно дышать. 

Проверка на книжке: она не живая, ей дышать не нужно.

Воспитатель: Посмотрите, какой красивый сюрприз я обнаружила в нашей группе сегодня утром. Что это?

Дети: Воздушный шар.

Воспитатель. Давайте попросим Лешу подуть в шарик. Что у него теперь  внутри?

Дети: Воздух.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, лёгкий или тяжёлый? (2-3 детям дать поиграть)

Дети: Лёгкий.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что шарик может летать. (заполнение схемы)

Воспитатель: На этом наше занятие подошло к концу. Расскажите мне, что вы узнали о воздухе?

Поощрение медальками.