Одной из самой главных задач нашего общества является воспитание нравственности. Первые ступени нравственности начинаются с дошкольного возраста. Едиными силами в этой работе послужат семья и работники дошкольных учреждений. Только вместе и сообща мы можем посеять в детях «зерно» нравственности. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей чувства нравственности и гуманизма.
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Ведь дети – это наше будущее.
В раннем детстве очень легко проходит усвоение нравственных норм. Ведь большое влияние можно оказать на его чувства.
В следствии чего, предлагаю следующие задачи на решение данной проблемы:
- Развитие нравственных качеств личности ребенка.
- Формирование у дошкольников нравственного отношения к окружающему.
- Возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
- Установление тесного сотрудничества между детским учреждением и семьей.
Для этого нам понадобиться:
– тщательный отбор материала;
– последовательность в культурообразованности;
– тесное сотрудничество с семьей.
Предлагаю следующие принципы работы:
- Принцип культуросообразности (воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры).
- Принцип расширения связей ребенка с окружающим миром (обогащения общения детей с окружающим социумом и природой, проникновение в мир других людей).
- Принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка (создание условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций через сопереживание и прогнозирование развития ситуаций).
- Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимальный учет его психологических возможностей, способностей и интересов.
- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
- Непрерывность и преемственность педагогического процесса.
Вести данную работу целесообразно начиная со второй младшей группы.
Работа с детьми |
|
Непосредственно образовательная деятельность |
Виды детской деятельности |
Образовательные области: «Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»
|
Беседа. Дидактические игры. Решение проблемных ситуаций. |
Для решения поставленных задач используются следующие приемы и методы:
– чтение и обсуждение художественных произведений;
– диагностика эмоционального состояния, отношения ребенка к обсуждаемой проблеме;
– выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке;
– психогимнастика;
– игры и др.
Ребенок может высказать свое мнение, отношение к герою или к ситуации. Не допускается давать отрицательную оценку ребенку. Данная работа ведется в атмосфере доверии, уважении, взаимопомощи и взаимопонимании. Рекомендуется заверещать непосредственную образовательную деятельность слушанием релаксирующей музыки или веселыми песнями.
Данная система работы строиться на творческом развитии детей и формировании нравственных понятий.
В работу можно включать огромное количество игр, сказок, проблемных ситуаций, иллюстраций, стихотворений. Исходя из этого, можно проводить с детьми продуктивные формы работы. В дальнейшем создавая выставки, либо же даря их родителям. Детям нужно видеть, что это важно, их работа нужна.
Интересны для прочтениям детям будут авторские сказки А.А. Лопатиной и М.В. Скребцовой. Сказками можно сформировать у детей нравственные качества, научить заглянуть в себя, семью, окружающих.
Большую работу в нравственном воспитании выполняют родители, т.к. у родителей есть уникальный педагогический потенциал – это сила их примера, авторитет. Поэтому с родителями можно взаимодействовать беря у них интервью, вручая благодарственные письма.
Ведение данной работы очень широко и вариативно, все исходит из творческого отношения воспитателя.